• Чт. Мар 28th, 2024

Круглый стол: «Национальная и миграционная политика в России. Гарантии прочности»

Аватар

Автор:FnkaKURD

Дек 11, 2010

Круглый стол: "Национальная и миграционная политика в России. Гарантии прочности"  В Москве, Александр-Хаусе, 21 июня 2012 года состоялось заседание круглого стола на тему «Национальная и миграционная политика в России. Гарантии прочности», организованного ФНКА АзерРос, Центром моделирования стратегического развития и Московским Домом национальностей.

   В мероприятии приняли участие члены Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, депутаты Госдумы, руководители национальных диаспор, политики, ученые, эксперты, представители СМИ

  Открывая «круглый стол», член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России Союн Садыков отметил, что национальные и миграционные вопросы являются приоритетными в деятельности государственных органов. Создание президентом РФ Совета по межнациональным отношениям и принятие им «Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года» свидетельствуют о повышенном внимании властей к данным проблемам. Но без общественной поддержки, без совместных сбалансированных действий, по словам Садыкова, конкретных результатов добиться невозможно.

  Современной России нужны новые подходы в решении проблем, накопившихся в межнациональной сфере. Глава ФНКА АзерРос отметил, что в нынешней благоприятной ситуации требуются превентивные действия, и пригласил всех участников заседания к активному обмену мнениями.

  Вице-президент центра Стратегического моделирования Григорий Трофимчук предположил, что оппозиционно настроенные силы будут эксплуатировать национальный вопрос и привлекать новых сторонников в свои ряды.
  «Оппозиция на перепутье, ей нужные новые методы. Один из приемов оппозиции – это вовлечение в свои акции представителей национальных землячеств и, возможно, мигрантов», — заметил Григорий Трофимчук.

  Высказался он и о Совете по межнациональным отношениям при Президенте РФ, подчеркнув, что дискуссия относительно компетенции новой структуры не смолкает.

  «Совет не может быть «пожарной командой», он может быть только аналитическим центром, поскольку нет ни аппарата, ни представительств в российских регионах»,- сказал Трофимчук.

  Проректор по научной работе Высшей школы социально-управленческого консалтинга, политический аналитик ИАП АЗЕРРОС Олег Кузнецов привлек внимание к ошибкам, которые были допущены федеральной властью в процессе реализации национального вопроса.

  «Министерство национальностей было ликвидировано в 2001 году. Вместо него был создан пост министра без портфеля, существовавший до 2003 года. В процессе административной реформы и эта должность была упразднена. И события на Манежной площади в декабре 2010 года – результат провальной политики непрофессионалов из Департамента национальной политики Минрегиона»,- сказал Олег Кузнецов.

  По словам Кузнецова, администрация президента и полпреды главы государства в федеральных округах обладают соответствующим объемом полномочий в сфере регулирования национальных отношений. Получается, что вместо государственной национальной политики есть президентская. Государственная национальная политика, по мнению Кузнецова, должна реализовываться специализированным органом исполнительной власти. Без этого декларации не будут подтверждены реальным правоприменительным механизмом. Либо в структуре администрации президента РФ необходимо создать главное управление по национальной политике. В противном случае общественная инициатива останется без финансирования.

  Один из лидеров русского национального движения Владимир Тор затронул вопрос о положении русского народа, разделенного государственными границами, считая, что без решения проблем государствообразующей нации не будут решаться проблемы малочисленных народов.

  «Русские – крупнейший народ Европы. Россия стесняется защищать по этническому принципу русских, делая акцент на соотечественниках. Хорошо было бы, чтобы Россия, как русское национальное государство, приходило на помощь своим братьям. Россия является русским национальным государством. Де-факто это мононациональное государство, де-юре – асимметричная федерация»,- констатировал Владимир Тор.

  Участники обсуждения национального вопроса в поисках его решения приводили исторические факты, вспоминали, как в советский период проводилась национальная политика.

  Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, журналист и телеведущий Максим Шевченко отметил, что Россия является продолжателем истории огромной империи, обладая, в отличие от всех государств мира, одной особенностью: главным носителем идеи государственности была армия. И, по сути, Россия была интернациональной военно-аристократической империей. Он приводил конкретные исторические примеры, как представители разных национальностей служили Российской империи, защищая ее границы.

  «Народы Кавказа имеют значительный опыт государственного и политического управления. Российская империя имела дело как с народами, так и со знатью, представлявшей эти народы. Формировалась территориально-этническая элита. Русская революция – следствие развития капитализма и появления национальной интеллигенции. Империя давала канал для социального роста и развития огромным массам людей всех национальностей и вероисповеданий. Но империя не справилась с ростом национального самосознания народов», — сказал Максим Шевченко.

  По словам Шевченко, национальный вопрос не нужно сводить только к взаимоотношениям русского народа с инородцами. «Советское время – создание национальной интеллигенции. А сейчас даже народы Сибири обладают национальной буржуазией, национальной бюрократией, в том числе делегированной на федеральный уровень. Есть представители национальных элит и в армии. Сегодня мы имеем дело не только с культурными запросами, но и со сложнейшей системой переплетения интересов этой бюрократии, интеллигенции и буржуазии. Национальная политика – это отношения не только русских с нерусскими. Помимо того, это еще и отношения карачаевцев с черкесами, армян и азербайджанцев, таджиков и узбеков. Но не стоит считать российских армян или азербайджанцев чужеродным элементом для России», — сказал Шевченко.

  Рассуждая о структуре, которая должна заниматься реализацией национальной политики в стране, он отметил, что необходимо не министерство (громоздкая структура), а нужны департаменты на местах и пост уполномоченного по национальной политике в качестве инструмента быстрого реагирования.

  На «круглом столе» не раз поднимался вопрос, насколько реально Совет по межнациональным отношениям при президенте России сможет решать насущные проблемы. Президент фонда «Единение русского и грузинского народов» Владимир Хомерики заметил, что Совет не сможет решать задачи в комплексе, так как слишком много нерешенных проблем накопилось за последние годы, о которых ни в коем случае нельзя молчать. «Не стоит делать из Совета «пожарную команду» и политизировать бытовые и политические конфликты. Через своих представителей необходимо проводить мониторинг и получать необходимую информацию, на основе которой можно будет вырабатывать проекты необходимых решений», — сказал Хомерики.

  Хомерики поддержал идею о том, что России нужно министерство по национальной и миграционной политике, которое реализовывало бы стратегические ориентиры, вырабатываемые Советом в части правоприменительной практики.

  Президент Славянского фонда России Галина Боголюбова обратила внимание на трудности, с которыми приходится сталкиваться национальным общественным объединениям. В связи с тем, что, согласно ФЗ 94, вся этнокультурная, образовательная и иная общественная деятельность приравнена к товарам и услугам, начался поток закрытия НКО, которые не в состоянии брать коммерческие кредиты в банках», — сообщила Боголюбова.

  Немаловажным является то, что национальная политика не возможна без четкого регулирования миграционного вопроса. Представитель ФМС РФ Валентин Воробьев отметил, что будет ужесточено законодательство для работодателей, незаконно принимающих мигрантов. Готовятся совместные с Минрегионом предложения по концепции миграционной политики до 2025 года. Миграционная политика в большей степени должна регулироваться инструментами государственного контроля. Россия без мигрантов не обойдется, другое дело – определение количественных параметров, перебор недопустим. На вопрос президента ФНКА АзерРос, нужны ли России мигранты, Воробьев дал утвердительный ответ. «Да, нужны. Но необходимо жестко регулировать количество прибывающих мигрантов, чтобы их пребывание носило законный характер», — сказал представитель миграционной службы.

  Немалую роль играют устойчивые стереотипы, которые становятся питательной средой для межэтнической напряженности и межнациональных конфликтов. Главный редактор журнала «Союз» Людмила Адилова в связи с этим отметила, что в России до сих пор не создан социокультурный механизм, способный снимать межнациональные проблемы своевременно. «Необходим социологический инструмент для выявления устойчивых стереотипов. Переформировать отношение к народу, который воспринимается негативно, – невозможно. В Азербайджане проведено исследование «Восприятие образа азербайджанца россиянами», что было воспринято некоторыми азербайджанцами враждебно», — сообщила Адилова. По ее словам, после проведенной корректировки отношение к азербайджанцам в России улучшилось. Адилова считает, что аналогичные исследования необходимо проводить и по другим народам.

  По мнению Адиловой, убеждение, что мигранты необходимы России, — это ложный стереотип, который внедряется в сознание россиян. «Мигрантов вполне может заменить собирание русских, сбалансированное переселение русских, аналогично тому, как Назарбаев собирает казахов со всего мира. Это внутренняя проблема России, которую необходимо решать», — сказала Адилова.

  Председатель Президиума Российского Конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов сказал, что русские не должны быть в привилегированном положении по сравнению с другими народами. «Карачаево-Черкесия – этническая родина народов, живущих на ее территории, и если русские вдруг решат, что они должны диктовать политику на этих территориях, мы с этим соглашаться не будем», — заявил Тоторкулов.

  Главный редактор «Народной инициативы» Александр Лебедев выразил недовольство тем, что уже почти 20 лет политики ведут разговоры о национальной политике, но реальных результатов по-прежнему нет. Он выразил надежду, что Совет, возможно, станет одним из действенных инструментов по ее реализации. Но без решения проблем русского народа и культурного воспитания все меры будут топтанием на месте. Есть замечательный национальный проект «Межнациональные культурные центры», и его всемерно необходимо поддерживать. «Базовый элемент – это культура, потом экономика, и уж потом – политика», — резюмировал Лебедев.

  Он предложил присутствующим ознакомиться со статьей Союна Садыкова о территориальном делении России, где высказано немало интересных предложений о том, как решить проблему межнациональных отношений.
  Касаясь предстоящей работы Совета по межнациональным отношениям при президенте России, представительница коренных народов Севера (ХМАО), президент Информационно-образовательной сети коренных народов «Льыоравэтльан» Гульвайра Куценко выступила с предложением о том, чтобы Совет проводил выездные заседания в регионах и на местах знакомился с реальным положением дел. Эта инициатива была с воодушевлением встречена членами Совета.

  Заместитель генерального секретаря Всероссийского Азербайджанского Конгресса Неймат Нагдагалиев отметил, что их организация делает очень много для адаптации соотечественников в российскую действительность. «Жить вне этого общества не ассоциируя себя с ним невозможно. Мы активно поддерживаем межкультурный диалог и готовы принимать участие в совместных проектах. Считаем, что создание Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ — это  правильное решение. Уверены, его деятельность будет полезной для России и всех нас»,- сказал Нагдалиев.     

  Вице-президент Союза армян России Георгий Тер-Гезарян отметил, что по обсуждаемой теме не раз проходили совещания. Но нынешняя встреча наводит на многие мысли, которые не все способны воспринять. И бурный обмен мнениями за столом свидетельствует, насколько это сложный и болезненный вопрос. «Острые дискуссии происходят, потому что все мы кровно заинтересованы, чтобы Россия была сильным государством. И все, кто считают себя россиянами, должны жить достойно и спокойно. Не случайно Владимир Путин в ходе предвыборной президентской кампании национальному вопросу посвятил одну из своих предвыборных статей. Это свидетельствует о том, что руководство страны понимает: без решения национального вопроса невозможно выбраться из ситуации, в которой Россия оказалась. И мы должны своими советами помочь руководству страны в решении этого вопроса. А власть должна учесть все, что было в прошлом. Отсеять ненужное и взять только полезное из богатого наследия. Москва способна обеспечить нормальное развитие всем национальным объединениям», — констатировал Тер-Гезарян.

  Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, Председатель Совета Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации Фархат Патиев подчеркнул, что упорядочение межнациональных отношений требует комплексного подхода руководства страны к данному вопросу, включая активизацию диалога между различными национальными культурами, регулирование миграционных потоков, например, путем формирования множества центров притяжения для мигрантов, пересмотр системы российского градостроительства, в целях избежания скопления огромного количества людей на определенной территории.
  Давая оценку решению о создании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Ф.Патиев заявил, что Совет сможет выполнить свое предназначение в случае, если будет активно действовать и своевременно реагировать на происходящие в стране события. «Было бы неплохо если члены Совета могли бы создавать комиссии и выезжать в регионы, а при необходимости, в страны-СНГ и дальнее зарубежье для проведения расследований по вопросам, входящим в его компетенцию», — отметил Ф. Патиев.

  Большинство участников «круглого стола» выразили одобрение по поводу создания Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации, полагая, что этот механизм является более мобильным и эффективным по сравнению с аналогичным, существовавшим ранее министерством. Было также отмечено, что принятие «Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года» свидетельствует о том, началась реализации пунктов межнациональной программы, заявленных Владимиром Путиным в ходе президентской избирательной кампании.

  Завершая работу «круглого стола», Союн Садыков отметил, что задача гражданского общества России – поддержать начатую работу и добиться позитивных результатов в межнациональной, межконфессиональной и миграционной сферах, отбросив формализм предыдущего двадцатилетнего периода. Президент ФНКА АзерРос выразил уверенность, что в настоящее время особенно возрастает роль руководителей национально-культурных общественных объединений, которые должны оказывать практическое содействие адаптации своих соотечественников, находящихся на российской земле, в том числе в вопросе изучения русского языка, истории и местных традиций. Кроме того, они должны проявлять политкорректность и стараться избегать конфронтации с профильными департаментами по этим поводам. Руководители диаспор должны также предлагать свои пути решения по каждой возникающей проблеме, подтверждая свой высокий общественный статус и право называться лидером общины.

  В самое ближайшее время, по мнению Садыкова, должна быть налажена эффективная работа нового механизма – Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, под эгидой которого будет сосредоточен общественный контроль направлений этнической специфики. И в случае эффективной работы Совета в межнациональной сфере его авторитет среди российских граждан возрастет, а межнациональные противоречия начнут уходить в прошлое.

 

Короткая ссылка: https://old.fnkakurd.ru/9sHoi
Visit Us On InstagramVisit Us On Youtube